
- Преподаватель: Светлана Алексеевна Данилова
Уважаемый
студент! Для того чтобы Вы успешно прошли промежуточную форму
контроля, Вам необходимо, помимо освоения теоретического материала, выполнить контрольные работы.
Если Вами не
освоен теоретический материал или у Вас возникают трудности при
выполнении контрольной работы, необходимо обратиться за помощью к
преподавателю или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данных методических
указаний пройти весь
образовательный маршрут по проблемному разделу.
Максимальное количество часов-70;
Обязательное количество часов-16.
Форма контроля: ЗАЧЕТ
Преподаватель: Сивцева Жанна Григорьевна
Контактный адрес электронной почты: jeannasivtseva@mail.ru
- Преподаватель: Жанна Григорьева Сивцева
Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является формирование у будущего специалиста представлений о своей будущей профессии, о видах, объектах и характере профессиональной деятельности, по техническому обслуживанию и ремонту двигателе, систем и агрегатов автомобиля.
- Преподаватель: Жанна Григорьева Сивцева
ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
МДК01.01. Устройство автомобилей
1.1. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
выполнение ремонта агрегатов, узлов и механизмов автомобиля и двигателя;
снятие и установке агрегатов, узлов и деталей автомобиля;
использование технологического оборудования;
уметь:
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонтных работ;
снимать и устанавливать агрегаты, узлы и детали автомобиля определять объемы комплектующие при выполнении ремонтных работ и систем и частей автомобилей;
определять способы и средства ремонта;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ
уметь:
- применять нормативно - техническую документацию по техническому обслуживанию автомобилей;
- выбирать и пользоваться инструментами, приспособлениями и стендами для технического обслуживания систем и частей автомобилей;
- безопасно управлять транспортными средствами;
- проводить контрольный осмотр транспортных средств;
- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;
- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
-устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
-назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
-виды и методы ремонтных работ, способы восстановления деталей;
-технологическую последовательность и регламент работы по разборке и сборке систем автомобилей;
-методику контроля геометрических параметров деталей систем и частей автомобилей;
-системы допусков и посадок, классы точности, шероховатость, допуски формы и расположения поверхностей;
-основные механические свойства обрабатываемых материалов;
-порядок регулирования узлов отремонтированных систем и частей автомобилей;
-инструкции и правила охраны труда;
-бережливое производство.
1.2. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
максимальная учебная нагрузка обучающегося -144 часов, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 138 часов;
самостоятельную работу обучающегося – 6 часов.
- Преподаватель: Егор Карлович Соловьев
- Преподаватель: Анатолий Егорович Тарасов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
в том числе: |
|
практические занятия |
14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
22 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
- Преподаватель: Дмитрий Владимирович Христофоров
Добро пожаловать на дистанционный формат обучения по дисциплине МДК 01.01 Устройство автомобилей.
1.1. Область применения программы
профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Рекомендуемое количество часов: Максимальная 210 ч., самостоятельная 20 ч., теория 112 ч., практ. 78 ч. Форма отчета: ДР, ДЗ. Первый семестр 72 ч., Второй 112 ч.

- Преподаватель: Артур Константинович Матаннанов
1.1. Область применения программы
профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения дисциплины «Техническая диагностика автомобилей» должен:
иметь практический опыт:
- проведении технических измерений соответствующими инструментами и приборами;
- снятии и установке агрегатов и узлов автомобилей;
- использовании слесарного оборудования.
уметь:
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- выявлять неисправности систем и механизмов автомобилей;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики;
- оформлять учетную документацию;
- использовать информационно - коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике:
- проводить техническое обслуживание оборудования и технологической оснастки;
знать:
- виды и методы диагностирования автомобилей;
- устройство и конструктивные особенности автомобилей;
- типовые неисправности автомобильных систем;
- технические параметры исправного состояния автомобилей;
- устройство и конструктивные особенности диагностического оборудования;
- компьютерные программы по диагностике систем и частей автомобилей.
- устройство технологической оснастки;
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС СПО | Код компетенции |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей | ПК 2.1. |
Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей | ПК 2.2. |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий | ПК 2.3. |
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей | ПК 2.4. |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов | ПК 2.5. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | ОК 1 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | ОК 2 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | ОК 3 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | ОК 4 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | ОК 5 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | ОК 6 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ОК 7 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | ОК 8 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | ОК 9 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | ОК 10 |

- Преподаватель: Артур Константинович Матаннанов
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация»
является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей», входящей в укрупненную группу специальностей 23.00.00
«Техника и технологии наземного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный и профессиональный циклы как
общетехническая дисциплина.
Связь с другими учебными дисциплинами:
- Инженерная графика;
- Техническая механика;
- Материаловедение.
Связь с профессиональными модулями:
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств:
МДК.01.02 Автомобильные эксплуатационные материалы.
мдк.01.03 Технологические процессы технического обслуживания и ремонта
автомобилей.
МДК.01.04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей.
МДК.01.06 Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей.
МДК.01.07 Ремонт кузовов автомобилей.
ПМ.02 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств:
МДК.02.01 Техническая документация.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по
техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя.
- Осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической
задачей, обеспечивать поддержание качества работ.
- Указывать в технической документации требования к точности размеров, формы и
взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности.
- 11ользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной
форме, для поиска нужной технической информации.
- Рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и
работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Знать
- Роль метрологии в формировании качества продукции;
- Основные понятия, термины и определения;
- Средства измерения линейных размеров, методы и средства измерения параметров
точности типовых элементов деталей;
- Профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- Взаимозаменяемость, ее роль и пути ее достижения;
- Сертификация продукции и услуг;
- Методы нормирования точности размеров и формы деталей, обозначение на
чертежах и в нормативных технологических документах;
- Виды соединений, их влияние на работу механизма, методы нормирования их
точности, и качества, в технологических документах;
- Качество поверхности, нормирование шероховатости, указание на чертежах;
- Нормирование точности типовых элементов машиностроительных деталей
(конусов, шлицевых и шпоночных соединений, резьбовых соединений, посадочных
поверхностей под подшипники качения, зубчатых передач);
- Преподаватель: Артур Константинович Матаннанов
1.1. Область применения программы
профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения дисциплины «Техническая диагностика автомобилей» должен:
иметь практический опыт:
- проведении технических измерений соответствующими инструментами и приборами;
- снятии и установке агрегатов и узлов автомобилей;
- использовании слесарного оборудования.
уметь:
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- выявлять неисправности систем и механизмов автомобилей;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики;
- оформлять учетную документацию;
- использовать информационно - коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике:
- проводить техническое обслуживание оборудования и технологической оснастки;
знать:
- виды и методы диагностирования автомобилей;
- устройство и конструктивные особенности автомобилей;
- типовые неисправности автомобильных систем;
- технические параметры исправного состояния автомобилей;
- устройство и конструктивные особенности диагностического оборудования;
- компьютерные программы по диагностике систем и частей автомобилей.
- устройство технологической оснастки;
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС СПО |
Код компетенции |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей |
ПК 2.1. |
Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей |
ПК 2.2. |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий |
ПК 2.3. |
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей |
ПК 2.4. |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов |
ПК 2.5. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 1 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 2 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 3 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 4 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 5 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 6 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 7 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 8 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 9 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ОК 10 |

- Преподаватель: Артур Константинович Матаннанов
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин» (приказ МОН РФ от 29.10.2013г. № 1199, зарегистрирован в Минюст 26. 12. 2013 г., №30861) укрупнённая группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
ПМ.01 |
Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин, выполнения комплекса работ по устранению неисправностей; уметь: выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин; знать: устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей; методы выявления и способы устранения неисправностей; технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин; меры безопасности при выполнении работ |
Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин.
ПК 1.1. Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.
ПК 1.2. Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.
1.2. Цели и задачи курса – требования к результатам освоения курса
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- технического обслуживания, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин,
- выполнения работ по устранению неисправностей;
уметь:
- выполнять основные операции технического обслуживания, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин;
- определять способы и средства ремонта;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту.
знать:
- конструкцию и устройство строительных машин, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;
- методы выявления и способы устранения неисправностей;
- технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем агрегатов и узлов строительных машин;
- меры безопасности при проведении работ;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации; виды и методы ремонта; способы восстановления деталей.
1.3. Количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 150 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часа; из них практических занятий-30 часов; самостоятельной работы обучающегося – 49 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

- Преподаватель: Артур Константинович Матаннанов
Продолжительность курса ТОРД-02-19 - аудиторная -36 часов; СРС -4 часа;
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 4 ТОП-50 по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Цель курса «Охрана труда»: освоение основных знаний охраны труда в профессиональной деятельности, овладение умением применять знания требований охраны труда, умением выполнения инструкций по технике безопасности;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности; использовать экобиозащитную технику;
Студент должен знать :воздействие негативных
факторов на человека; правовые, нормативные и организационные основы охраны
труда в организации; правила ТБ, пожарной и электробезопасности на объектах ТО
и ремонта автотранспортных предприятиях и СТОА;

- Преподаватель: Виктор Иванович Васильев
Одним из приоритетов государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны является повышение престижа военной службы, поскольку главным условием комплектация Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами является подготовка граждан Российской Федерации к военной службе.
Учебные сборы (далее -УС) проводятся в конце учебного года (в конце мая). К участию в УС привлекаются все обучающиеся по предмету «Безопасность жизнедеятельности».
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). В ходе учебных сборов реализуются следующие вопросы учебной программы:
Тема 1. Основы обеспечения безопасности военной службы;
Тема 2. Общевоинские уставы. Размещение и быт военнослужащих;
Тема 3. Общевоинские уставы. Суточный наряд;
Тема 4. Общевоинские уставы. Караульная служба;
Тема 5. Общевоинские уставы. Воинская дисциплина;
Тема 6. Общевоинские уставы. Строевая подготовка;
Тема 7. Общевоинские уставы. Порядок хранения оружия и боеприпасов;
Тема 8. Общевоинские уставы. Огневая подготовка;
Тема 9. Тактическая подготовка. Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя;
Тема 10. Военно-медицинская подготовка;
Тема 11. Радиационная, химическая и биологическая защита.
- Преподаватель: Егор Карлович Соловьев
Программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 4 (ТОП-50) по специальности СПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;
Программа междисциплинарного курса «Автомобильные эксплуатационные материалы» относится к профессиональному модулю ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Связь с другими учебными дисциплинами:
ОП 04 Материаловедение
ОП 09 Охрана труда
Связь с профессиональными модулями:
ПМ.02 Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств:
МДК 02.02 Управление процессом технического обслуживания и ремонта автомобилей
ПМ.03 Организация процессов модернизации и модификации автотранспортных средств
МДК 03.01 Особенности конструкции автотранспортных средств.Цели и задачи МДК– требования к результатам освоения МДК:
Цель освоения МДК «Автомобильные эксплуатационные материалы» сформировать у студентов знания, умения и практические навыки по эксплуатационным свойствам топлив, смазочных материалов, технических жидкостей и конструкционно-ремонтных материалов, а также влияние АЭМ на надежность и эффективность эксплуатации техники.
Продолжительность курса -44 часа
Промежуточная аттестация: другая форма контроля

- Преподаватель: Виктор Иванович Васильев
- Преподаватель: Павел Павлович Олесов
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения дисциплины «Устройство автомобилей» должен:
иметь практический опыт:
- участия в планировании деятельности первичного структурного подразделения;
- участия в разработке и внедрении технологических процессов;
- разработки и оформления технической и технологической документации;
- контроля соблюдения технологической и производственной дисциплины;
- контроля соблюдения техники безопасности;
уметь:
- осуществлять текущее планирование деятельности первичного структурного подразделения;
- разрабатывать основную и вспомогательную технологическую и техническую документацию;
- разрабатывать и проводить инструктажи по технике безопасности;
- обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;
- обеспечивать соблюдение техники безопасности;
- осуществлять приемку и оценку качества выполненных работ;
знать:
- технологические процессы, технологическое оборудование, его устройство основы материаловедения (Техника и технологии надземного транспорта);
- требования техники безопасности (Техника и технологии надземного транспорта);
- основы разработки и внедрения технологических процессов (Техника и технологии надземного транспорта);
- требования к качеству продукции и параметры его оценки;
- основы управления первичным структурным подразделением.
- Преподаватель: Жанна Григорьева Сивцева